На сколько процентов работает мозг человека

Принято считать, что мозг человека работает только на 10% (по другим источникам – на 5%, 7%). Этот миф передается из поколения в поколение. Его поддерживают 2/3 общества и половина преподавателей общественных наук. На самом деле головной мозг всегда функционирует на 100%. Он просто не использует все свои отделы для решения текущих задач.

На сколько человек использует свой мозг

Мозг – наиболее энергозатратная часть организма. Он составляет всего 2% от всей массы тела, но при этом потребляет 20% всей суточной нормы глюкозы. Вся эта энергия идет на поддержание заряда на поверхности нейронов, генерацию и передачу нервного импульса. Поскольку мозг ежесекундно анализирует множество информации и отсылает команды к разным структурам, энергии на его работу нужно много.

В каждый отдельный момент времени процент работающих нейронов колеблется в пределах от 1 до 16%. Это связано с особенностями строения центральной нервной системы. Она разделена на отделы, которые отвечают за разные функции – движение, память, ощущения, рефлексы и т.д. Каждый из них не может работать постоянно и «включается» только когда в нем возникает потребность. Отсюда и миф о «неполной» работе нервной ткани.

Знаете ли вы

У взрослого человека центральная нервная система потребляет 20% дневной нормы глюкозы, у детей – 50%, у младенцев – 60%.

Как возник миф о работе мозга

При изучении работы центральной нервной системы возникло недопонимание. Ученые при исследованиях о том, сколько процентов мозга использует человек, долгое время не могли выяснить предназначение лобной и обширных зон теменной доли головного мозга. Их повреждения не вызывали двигательную или чувствительную недостаточность, поэтому было решено, что они не используются. На протяжении десятилетий эти части назывались «тихими», и их функции были неуловимыми. Позже в ходе исследований ученые получили информацию, что эти зоны отвечают за интеграцию. Без них человек не мог бы называться человеком. Их «работа» – принятие решений, адаптация в окружающей среде. После этого выяснилось, что у мозга нет нерабочих зон.

Опровержение мифа

Исследователи представили несколько контраргументов против суждения о неполном использовании мозга человеком:

  • Закон эволюции гласит, что с каждым поколением все живое становится совершеннее – отсекается лишнее, улучшаются адаптационные возможности. Поэтому если бы 90% мозга не использовалось, закон усовершенствования давно бы избавил его от «ненужных» нейронов и оставил только те, которые работают.
  • Такие методы исследования как позитронно-эмиссионная и функциональная магнитно-резонансная томография позволяют сканировать нервную систему во время работы. Это оборудование зафиксировало минимальную функциональную активность мозга даже во время сна. Зоны, где ничего не происходило в течение долгого времени, не обнаружились. Такое наблюдалось только в случае повреждения нервной ткани.
  • Известны функции каждого из отделов центральной нервной системы и не обнаружено ни одного, который бы ни за что не отвечал, «не работал».
  • Нервные клетки, которые не используются, способны к деградации. Это происходит при многих нервных заболеваниях. Поэтому независимо от того, на сколько процентов работает мозг человека, отдельные его нейроны должны периодически использоваться, чтобы не атрофироваться. Согласно теории о частичной работе нервной системы, человек постоянно бы деградировал.
  • Микроструктурный анализ: ученые имеют возможность изучать работу отдельно взятых клеток. Если бы 90% мозга не работало, это бы обнаружилось при этом исследовании.
Знаете ли вы

Для максимальной эффективности работы мозга должны быть активными от 1 до 16% его клеток.

Способности мозга

Получить сверхспособности посредством увеличения активности мозга невозможно. Но развить интеллект вполне реально. Центральная нервная система работает на основе связей между нейронами (синапсов). Поэтому для более эффективной работы мозга нужно образовать больше связей между нейронами, усваивать больше информации.

Наиболее быстро и легко эти связи формируются у детей, которые познают мир – учатся говорить, чувствовать, читать. С возрастом скорость и количество образуемых связей снижается. Вместе с этим уменьшается и способность обучаться. Существуют специальные упражнения, которые повышают воспринимающую способность головного мозга и увеличивают эффективность его работы.